В череде переворотов и гражданских войн в арабском мире «арабская весна» наиболее затяжной оказалась в Сирии. Страна, которая буквально пять лет назад, была образцом религиозной терпимости, мира и толерантности, сегодня погружена в длительный кровопролитный конфликт, в котором сталкиваются интересы не только вовлеченных в него групп, но и внешних сил.
Большинство населения Сирии – арабы-сунниты, составляющие около 70 процентов от всего 20-миллионного населения страны. Кроме того, в стране проживают шииты, в том числе алавиты, исмаилиты, друзы, а также христиане ряда православных и католических церквей Востока, езиды.
В этническом плане кроме арабов в Сирии живут курды, туркмены, армяне, ассирийцы, друзы, а также мухаджиры - потомки черкесов и иных переселенцев с Кавказа. Все эти народы и представители религиозных конфессий годами и веками мирно уживались в одной стране, зачастую церкви находились рядом с мечетями, а христианские святыни одновременно были историческими местами для мусульман.
В отличие от многих стран региона, погруженных в войны, терроризм и религиозный экстремизм, светская Сирия была мирной страной Ближнего Востока. Но правительство Сирии имело напряженные взаимоотношения как со странами ближневосточного региона, так и со странами Запада – США и европейскими странами. При этом Сирия стремилась к арабскому единству. В первую очередь Сирия, как и многие страны региона, имеет очень плохие отношения с Израилем, включая территориальный спор вокруг Голанских высот, оккупированных Израилем. Кроме того, Сирия вмешивалась не только в палестинский, но и в ливанский вопрос. В самом Ливане, в котором долгое время было сирийское военное присутствие есть как сторонники, так и противники Сирии. Напряженными были и взаимоотношения Сирии и Ирака.
Не по нраву сирийская власть и Саудовской Аравии, стремящейся к лидерству в регионе, а также саудовским союзникам из числа арабских стран Персидского залива. Что же касается Турции – долгое время между странами сохранялись тесное партнерство и добрососедство, пока в ходе гражданской войны в Сирии, у властей двух стран не разошлись интересы. Относительно же союзников Сирии, в первую очередь следует отметить Иран, стремящийся к лидерству в регионе в противовес Саудовской Аравии, а также Россию, причем союзнические отношения Москвы и Дамаска сильны со времен СССР.
Еще накануне вторжения в Ирак президент США Джордж Буш-младший отнес Сирию к одной из стран «оси зла». В Ираке, попавшем в американский список «оси зла», власть была свергнута прямым вторжением.
«Арабская весна» сменила власть в другой стране «оси зла» - Ливии. С еще одной страны оси – союзника сирийской власти Ирана на днях были сняты международные санкции, но наложены новые санкции – американские. Наконец, сама Сирия погрузилась в хаос гражданской войны.
Катализатором нестабильности стало задержание школьников, писавших на стене антиправительственные лозунги и применение против них пыток в марте 2011 года в городе Дераа. Подавление демонстраций, прошедших в сирийских городах как после этого инцидента, так и в целом в ходе «арабской весны», лихорадившей в 2011 году весь регион, привело лишь к эскалации конфликта. Использование информационных средств тем же Катаром, призыв народа к неповиновению, вовлечение в конфликт религиозных групп, занятие мировыми и региональными державами той или иной стороны конфликта, использование властями пыток, танков, артиллерии и авиации для наведения порядка – все эти меры с обеих сторон способствовали радикализации конфликта. Со временем в конфликте обозначились не две стороны – сторонники и противники Асада, а гораздо больше. Это и курды, борющиеся за право на самоопределение, и террористическая группировка ДАИШ, ставящая цель провозглашение халифата под своим началом и воюющая как с режимами Сирии и Ирака,
так и с сирийской оппозицией. Оппозиция также неоднородна и включает в себя как Свободную сирийскую армию и поддерживаемое странами Запада руководство демократической оппозиции, так и их вынужденных союзников из числа различных исламистских группировок.
Ежедневно из Сирии приходят новости об ужасах кровавого конфликта.
На днях террористы ДАИШ устроили резню в подконтрольной провинции Дейр-эз-Зор, убив около 300 и взяв в заложники около 400 человек. Боевик из ДАИШ в городе Ракка прилюдно казнил собственную мать, сотрудницу почты, которая пыталась уговорить его покинуть ряды группировки. ДАИШ изгнало из своих домов около 50 тысяч езидов, обращает езидских женщин в
сексуальное рабство. В то же время и ДАИШ, и курдские ополченцы, и правительственные войска вытесняют туркменов со своих земель, изгоняют из домов.
Но, пожалуй, одним из самых драматичных эпизодов войны в Сирии является продовольственная блокада города Мадайя силами, подконтрольными Асаду и их ливанских союзников из числа шиитских радикалов. Город находится в столичной провинции Риф-Дамаск в предгорной местности, недалеко от границы с Ливаном. Мадайя находится под контролем повстанцев из Сирийской свободной армии и окружен правительственными войсками и радикальной шиитской группировки «Хезболла» с июля 2015 года. В настоящее время в городе на осадном положении на пороге гуманитарной катастрофы находится свыше 40 тысяч человек, арабы-сунниты. Жители осажденного города не могут покинуть город или получить продовольствие, так как город окружен и блокирован.
Организация объединенных наций обратила внимание на ситуацию в Мадайе и создала комиссию по расследованию данного инцидента. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал недопустимым использование голода в качестве оружия и отнес эти действия к военным преступлениям. Люди, лишенные продовольствия, не имеющие возможность покинуть город, находящегося в блокаде, вынуждены питаться травой, солью, специями. В течение длительного времени в городе нет электричества, воды и газа, у жителей Мадайи нет доступа ни к медикаментам, ни к топливу.
По официальным данным, на сегодняшний день от голода в городе погибло как минимум 42 человека, тысячи людей крайне истощены и страдают от голода. Особенно тяжело переживать ужасы блокады детям и старикам. В провинции Идлиб, в которой силы режима Асада и оппозиции борются за контроль над территорией, оппозиционная группировка осадила населенные пункты Фуа и Кафрайя, население которой шииты и лояльны сирийскому правительству. Международный красный крест призывает немедленно и одновременно снять блокаду всех населенных пунктов в Сирии. Блокирование всех населенных пунктов в Сирии должно в срочном порядке быть прекращено в целях решения колоссальных гуманитарных проблем. В противном случае, драматическая ситуация в Мадайе обернется гораздо большей трагедией, а Фуа и Кафрайя повторят судьбу Мадайи.
Именно от таких ужасов войны, противоборства сторон, готовых ради власти на все, и бежит население Сирии из страны. Основное направление беженцев - страны Европы. Какая-то часть беженцев покидает Сирию и перемещается в другие страны Ближнего Востока. Многие из сирийцев бегут в Турцию. На сегодняшний день в Турции находится 2,5 миллионов беженцев, большая часть которых из Сирии, меньшая – из Ирака. В прошедшем году Турция потратила 8 миллиардов долларов на поддержку беженцев. В Турцию большей частью от преследования режимом, меньшей – от преследований курдских ополченцев и ДАИШ бегут и сирийские туркмены, в том числе из Алеппо, Байыр-Буджака. За последние два месяца Байыр-Буджак покинуло свыше 2 тысяч туркменов, лишившихся крова и изгнанных со своих земель.
25 января в Женеве пройдут межсирийские переговоры под эгидой ООН. Наивно верить в вероятность того, что многолетний конфликт прекратится в один день сразу после переговоров. Тем не менее, переговоры с участием международных посредников между властью и оппозицией страны, находящейся на пороге гуманитарной катастрофы, крайне важны. Тем более, что у обоих сторон конфликта есть гораздо глобальная задача – победа над общим врагом ДАИШ и сохранение территориальной целостности Сирии после заключения договоренности с курдскими сепаратистами.