22 апреля военнослужащие военной полиции отмечают профессиональный праздник. В этот день в 1997 году Указом Президента Республики Казахстан были образованы органы военной полиции. За четверть века институт, регулирующий правопорядок в армии доказал свою необходимость, состоятельность и эффективность.
Прочно заняли свое место
22 апреля 1997 года Президентом страны подписан Указ «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан».
- С этого дня начинается самостоятельный отсчет существования казахстанской военной полиции. Если на момент своего образования функции военной полиции ограничивались лишь небольшим перечнем полномочий, это – обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств, патрулирование, розыск военнослужащих и дознание по воинским преступлениям, то с каждым годом задачи и полномочия существенно расширялись, - рассказывает начальник Главного управления военной полиции ВС РК полковник Руслан Кулумбетов.
Гауптвахты, прежде находившиеся в ведении начальников гарнизонов, были переданы органам военной полиции. Органы военной полиции получили полномочия по профилактике коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах.
При всесторонней поддержке руководства Министерства обороны, в конце 90-х – начале 2000-х годов был заложен прочный фундамент военной полиции и решены многие организационные вопросы.
Логическим завершением этапа становления военной полиции стало принятие 21 февраля 2005 года Закона Республики Казахстан «Об органах военной полиции», который закрепил правовые основы, принципы, задачи и систему органов военной полиции Вооруженных Сил.
На первоначальном этапе приходилось сталкиваться с многими трудностями, начиная от подбора кадров и заканчивая материально-техническим обеспечением. Не отличались идеальным состоянием здания и сооружения, перешедшие в ведение военной полиции.
- Однако время не стояло на месте. Растущая экономика молодой независимой страны позволила ежегодно увеличивать бюджет оборонного ведомства. Существенно улучшились объемы и качество материально-технического обеспечения казахстанской армии. Одновременно происходил процесс переоснащения военной полиции, который положительно отразился на показателях общеслужебной деятельности, - говорит Руслан Кулумбетов.
Благодаря кропотливому труду, при активном содействии и поддержке командиров и военачальников, а также других военных правоохранительных органов, к началу 2000-х годов удалось минимизировать рост правонарушений.
Проведена работа по реализации Концепции правовой политики в части гуманизации уголовного законодательства, где был декриминализован ряд статей Уголовного кодекса, в том числе в сфере воинских преступлений, с переводом их в разряд административно наказуемых деяний.
С этого периода полномочия военной полиции были существенно расширены за счет введения подразделений административной практики, компетентных рассматривать административные дела по вышеуказанным категориям правонарушений.
Главное управление военной полиции стало одним из основных разработчиков Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы. Был подготовлен для заключения меморандум о взаимном сотрудничестве между государственными органами МО РК, МВД, Генеральная прокуратура, КНБ, АДГС, Верховный суд РК по вопросам противодействия коррупции, направленная на минимизацию коррупции в сфере воинской службы.
В рамках развития войсковой составляющей определены место
и роль военной полиции в системе применения Вооруженных Сил
в особый период, в том числе организация дорожно-комендантской службы.
Четко обозначены задачи военной полиции на тактическом
и оперативно-тактическом уровнях.
В органах военной полиции созданы подразделения оперативного реагирования, применяемые по особому указанию руководства Министерства обороны при возникновении различных кризисных ситуаций, в составе которых предусмотрено создание подразделений специального назначения.
Сыграло положительную роль и повышение статуса военной полиции, это передача функции контроля службы войск в состав Главного управления военной полиции в 2012 году.
После чего были введены соответствующие штатные должности для офицеров, правомочных осуществлять контроль за организацией и состоянием службы войск в воинских частях, на базе которых были сформированы отделы противодиверсионной безопасности и контроля эксплуатации технических средств охраны, с разработкой необходимой нормативно-правовой базы.
В результате удалось создать эффективную систему контроля и профилактики происшествий, основным принципом которой являются объективность и оказание помощи командирам в организации службы войск.
Набирает положительные обороты и кинологическая служба военной полиции. Служебные собаки органов военной полиции используются при несении службы по поддержанию правопорядка в гарнизонах, проведении профилактических мероприятий по выявлению случаев незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических средств, конвоировании арестованных.
Также необходимо отметить участие кинологов со служебными собаками в международном кинологическом конкурсе в рамках «Армейских игр», где неоднократно были заняты призовые места.
Министерством обороны на современном этапе большое значение уделено вопросам безопасности воинской службы. С этой целью, в августе 2019 года по инициативе Министра обороны в штат Главного управления военной полиции введено новое подразделение – Управление обеспечения безопасности воинской службы. Кроме того, в состав управлений Главнокомандующих видами, командующих родами войск и войсками региональных командований введены подразделения обеспечения безопасности воинской службы.
Отдельного внимания заслуживает уникальная информационная система военной полиции «Учет состояния правопорядка в ВС РК», внедренная в 2014 году. Система позволяет осуществлять сбор информации о происшествиях и правонарушениях из всех органов военной полиции за считанные секунды, с сопутствующими фото- и видеоматериалами.
Помимо этого, внедрена электронная база регистрации транспортных средств Вооруженных Сил, которая замкнута в единую сеть, что позволяет регистрировать и получать информацию о зарегистрированных транспортных средствах в режиме реального времени.
Благодаря уделяемому вниманию со стороны руководства Министерства обороны существенно возрос уровень материально-технического обеспечения, который достиг показателя обеспечения частей постоянной боевой готовности.
- На сегодняшний день можно однозначно утверждать, что военная полиция состоялась и прочно заняла свое место в структуре Вооруженных Сил, - подчеркивает полковник Кулумбетов. - Невозможно представить повседневную деятельность войск без участия военной полиции. Это и профилактика правонарушений, и сопровождение военной техники, патрулирование в гарнизонах, обеспечение правопорядка во время учений, пресечение и раскрытие преступлений, розыск военнослужащих, а также множество других немаловажных функций.
Отвечая на вызовы времени
В рамках реализации поручения Главы государства проводится работа по созданию в четырех региональных управлениях военной полиции подразделений оперативного реагирования, а в двух региональных управлениях военной полиции увеличения штатной численности указанных подразделений. Разработаны проекты организационно-штатной структуры с финансовым обоснованием, выполнены расчеты потребности в технике и материально-технических средствах. Основная цель создания (увеличения штатной численности) подразделений оперативного реагирования военной полиции ВС РК заключается в повышении эффективности выполнения задач по предназначению:
1) обеспечение общественного правопорядка, при возникновении массовых беспорядков;
2) физическая охрана и сопровождение высшего политического руководства и командного состава органов военного управления;
3) предупреждение и своевременное пресечение преступлений
и иных противоправных действий в кризисных ситуациях;
4) совместное патрулирование с подразделениями МВД РК кризисных районов и своевременное реагирование на экстренные ситуации;
5) защита военнослужащих и членов их семей от преступных посягательств, недопущение мародерства, оказание необходимой помощи командирам воинских частей;
6) охрана и оборона объектов, сопровождение колонн
и безопасность дорожного движения;
7) усиление подразделений МВД при введении режима ЧП и ЧС;
8) миротворческая деятельность в миссиях ООН.
Что касается вопросов боевой подготовки, то в органах военной полиции она организована и проводится в соответствии с Программой боевой подготовки военнослужащих органов военной полиции ВС РК на 2022 – 2026 годы. В данной Программе учтена специфика подготовки подразделений военной полиции к действиям в условиях возникновения кризисных ситуаций. В раздел «Специальная подготовка» для всех специальностей включена тема «Тактика действий по пресечению кризисных ситуаций (строевые приемы со специальными средствами и средствами активной обороны)». Содержание Программы боевой подготовки органов военной полиции ВС РК полностью соответствует специфике применения и выполнения возложенных задач органами военной полиции.
Боевая подготовка подразделений оперативного реагирования органов военной полиции ВС РК организована и проводится в соответствии с обновленной Программой боевой подготовки подразделений оперативного реагирования органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан, утвержденной начальником Главного управления военной полиции ВС РК.
Особое внимание уделено тактико-специальной и тактико-огневой подготовке. Занятия проводятся с привлечением инструкторов ДШВ, СГО и Национальной гвардии. Проводятся практические занятия по тактико-специальной подготовке на тему: «Тактика действий по пресечению кризисных ситуаций и контролю толпы (строевые приемы со специальными средствами и средствами активной обороны)».
Два раза в год подразделениями оперативного реагирования осуществляется полевой выход.
В ходе полевых занятий отрабатываются наиболее сложные темы тактико-специальной и тактико-огневой подготовки, связанные с использованием вооружения и военной техники, применением специальных средств и оружия нелетального действия. Проводятся занятия по инженерной подготовке, связи, радиационной, химической и биологической защите, практическая отработка вопросов несения службы на блок-постах, патрулирования, бой в городских условиях, порядок досмотра и действия при ЧП и ЧС, сопровождения гуманитарных грузов и организации ДКС, в последующем участие в оперативных учениях «ГОНГ».
Ключевые задачи
Как известно, основными задачами органов военной полиции являются: обеспечение правопорядка в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях; профилактика, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан; предупреждение коррупции и выявление административных коррупционных правонарушений в пределах компетенции; выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и правонарушений; производство досудебного расследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей; обеспечение безопасности дорожного движения транспортных средств органов национальной безопасности, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; исполнение в предусмотренных законодательством случаях задержания военнослужащих с содержанием на гауптвахте, а также исполнение административного взыскания в виде административного ареста; 8) осуществление иных задач, возложенных на них Законом «Об органах военной полиции», иными законами, актами Президента и Правительства.
Задачей органов военной полиции также является осуществление внутреннего контроля за организацией службы суточного наряда, внутренней и гарнизонной служб в воинских частях.
Министром обороны даны указания сделать акцент на профилактику и предупреждение правонарушений. В тесном взаимодействии с командованием воинских частей на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на выявление лиц склонных к совершению противоправных поступков и нарушению воинской дисциплины.
Не допустить безвозвратных потерь, свести к нулю получение травм и трудовых потерь связанных с нарушением мер безопасности как на службе, так и в быту.
Немаловажным направлением деятельности органов военной полиции является противодействие коррупции. В настоящее время основной акцент в работе по противодействию коррупции в Вооруженных Силах сделан на принятие таких превентивных мер, как антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, соблюдение антикоррупционных стандартов и формирование антикоррупционной культуры.
- Мы достигли в этом определенных успехов. Стали применять глубокий анализ причин коррупции, некоторые методы работы больше направлены на упреждение и профилактику.
При необходимости перемещать военнослужащих с тех должностей, где есть коррупционные риски на другие должности, которые менее связаны с ними. Доработали кодекс этики военнослужащего. Кроме этого, при назначении на должности, которые связаны с коррупционными рисками, проводятся полиграфологические исследования.
В структуре Главного управления военной полиции восстановлено управление по противодействию коррупции, ведущее аналитическую работу по установлению предпосылок коррупции и выработке предложений по их устранению.
С октября 2018 года проводятся исследования на полиграфе для лиц, назначаемых на должности с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, перечень которых в 2020 и 2021 годах расширен, - рассказал полковник Кулумбетов.
В целях дальнейшего улучшения состояния криминогенной обстановки помимо действующей Межведомственной программы профилактики правонарушений на 2022-2024 годы, разработан План работы органов военной полиции по профилактике правонарушений в Вооруженных Силах на 2022 год, где запланировано проведение следующих мероприятий:
Акции: «Стоп игромании» «Нулевая терпимость к правонарушениям», «Солдатская карточка», «Отпуск без долгов».
Декады: «Служу Республике Казахстан» (по профилактике уклонений от воинской службы, невыходов на службу, самовольных оставлений части), «Безопасность воинской службы» (по предупреждению правонарушений, связанных с нарушением порядка и правил несения караульной и внутренней службы), «Армия без коррупции».
Месячники: «Алкоголь и наркотики – источник преступлений», «Предупреждение правонарушений при организации внутренней службы в парках, парково-хозяйственных дней».
Для снижения аварийности на дорогах и предупреждения дорожно-транспортных происшествий запланированы и проводятся следующие мероприятия:
Месячники: «Пьяный за рулем – преступник», «Безопасная дорога», «Помни о скорости», «Внимание пешеход», «Готовность автомобиля к зиме – залог безаварийной эксплуатации».
- Для взаимодействия с командирами воинских частей, где есть военнослужащие срочной службы, развернуты кабинеты профилактической работы.
Деятельность данных кабинетов будет осуществляться в круглосуточном режиме работы, и на постоянной основе проводятся телесные осмотры с привлечением медицинских работников, беседы и анонимные анкетирования с военнослужащими срочной службы, а также мониторинг записей с камер видеонаблюдения.
Там же предусмотрено создание базы данных, о лицах, склонных к различным правонарушениям, проступкам и суицидам.
В последующем с указанными категориями военнослужащих совместно с заместителями командиров по воспитательной работе и психологами будет проводиться индивидуальная работа. Это позволит более качественно проводить профилактическую работу и оперативно реагировать на предотвращение происшествий.
Органами военной полиции работа по профилактике правонарушений и обеспечению правопорядка в войсках продолжается, - заключил полковник Руслан Кулумбетов.
С полной версией интервью можно ознакомиться на страницах журнала «Айбын» и на портале Sarbaz.kz
Тимур АУБАКИРОВ