Дети собирали морские мины для нужд фронта: история завода «Зенит» в Уральске

Казахстанский завод «Зенит», имеющий героическую историю, является единственным среди предприятий Казахстана, которое было награждено орденом Отечественной войны 1-й степени. К 75-летию завода нынешний глава предприятия Вячеслав Валиев рассказал об основных вехах развития «Зенита» и неоценимом вкладе труженников завода в победу в Великой Отечественной войне.

История рождения Уральского завода «Зенит», раньше известного под именами завода им. К.Е. Ворошилова, 231-го, напрямую связана с событиями лета 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз и стала быстро продвигаться вглубь страны. Это вызвало необходимость срочной эвакуации людей и предприятий в тыловые районы. Грандиозная операция по эвакуации, равная по своей значимости величайшим битвам Второй мировой войны, явилась одним из подвигов, совершенных советским правительством и народом в эти годы.

Эвакуация промышленных предприятий из прифронтовых территорий на восток – в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию – преследовала цель создания здесь главного арсенала страны для нужд фронта. Она проводилась по единому плану и сразу же приобрела колоссальные масштабы. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести значительное число крупных предприятий с их трудовыми коллективами. Уже 24 июня 1941 года была создана комиссия по эвакуации, преобразованная 3 июля в Совет по эвакуации, председателем которого был назначен Н.М. Шверник.

19 августа 1941 года в г. Уральск поступило распоряжение №5523 из Кремля, подписанное председателем Совета по эвакуации Н.М. Шверником, в котором говорилось о необходимости приёма и размещения 15 поездов из Москвы. Вместе с беженцами в город Уральск стали прибывать промышленные предприятия.

Завод «Зенит», как и другие оборонные предприятия, «осевшие» в местах эвакуации в годы Великой Отечественной войны, объединил в себе разрозненные части нескольких заводов с западной части страны. В нем соединились и переплелись в единое целое истории и судьбы, как минимум, четырех заводов и их коллективов. Это «прародитель», давший нашему заводу имя – ленинградский завод №231 им. К.Е. Ворошилова. Это ленинградский завод №181 «Двигатель», подаривший нам легендарного директора Петра Александровича Атояна, бессменно руководившего заводом на протяжении 42 лет. Это завод №175 им. С.М. Кирова из города Большого Токмака Запорожской области, откуда вышли первые директора, созидавшие завод на уральской земле в суровые годы войны, и завод №182 «Двигательстрой» из дагестанского города Каспийска, с которым у завода «Зенит» по сей день сохраняются деловые связи.

Первый эшелон ленинградского завода им. К. Ворошилова №231 прибыл в Уральск из блокадного Ленинграда 10 сентября 1941 года. Он состоял из 35 вагонов, в которых находились 94 рабочих и инженерно-технических работника и 194 единицы оборудования. Почти одновременно с ним из Ленинграда прибыли рабочие и специалисты с оборудованием заводов №181 «Двигатель» и «Компрессор».

Уже на следующий день, 11 сентября 1941 года, обкомом партии и облисполкомом Уральской области было принято совместное решение «О размещении завода №231». Именно эта дата является днем рождения 231-го завода им. К.Е. Ворошилова на уральской земле.

Узнав самую долгожданную и светлую весть о Победе, заводчане, как и весь советский народ, ликовали и веселились с наворачивающимися на глаза слезами. Но работу свою не прекратили даже в этот великий день. И еще долгое время трудились также много, как и в военные годы, забывая о выходных и отпусках, но уже с другим ощущением. Годы послевоенной разрухи были, пожалуй, не многим легче военных лет. Еще долгое время День Победы не был красным днем календаря. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

В первые послевоенные годы происходит объединение завода на одной производственной площадке в городе. Сюда передислоцируются цеха из затона им. Чапаева и уже в 1947 году занимаемые там площади с благодарностью возвращаются речному пароходству, а завод им. К.Е. Ворошилова перестает быть разобщенным территориально и находит в Уральске свое постоянное место прописки. Этот же год ознаменован началом трудовой деятельности П.А. Атояна на посту директора.

Потекла мирная, новая заводская жизнь. Постепенно реконструированы и построены новые заводские корпуса, к заводу подведена железнодорожная ветка от станции Уральск, проведены инженерные сети и коммуникации, появились автомашины и тягачи, стала шириться социальная инфраструктура – активно строятся первые многоквартирные двух- и трёхэтажки, а затем, с освоением заводом в середине 1950-х годов выпуска силикатного кирпича, - более высокие дома и первые в городе высотки-девятиэтажки, организуются детские сады и ясли, вводится в строй подшефная школа №3, библиотека. Позднее заводчане, заряженные духом высокого патриотизма народа-победителя и энтузиазмом строительства мирной жизни, воспитанные с сознанием главенства чувства долга, на фоне развернувшихся социалистических соревнований, движений "бригад коммунистического труда", молодежных строек и освоения целины, методом «народной стройки», после рабочей смены и в выходные дни возвели ряд спортивных и культурных объектов. Так, в конце 1940-х годов был возрожден городской стадион, получивший название «Судостроитель», позднее - «Авангард», а ныне носящий имя П.А. Атояна, с трибунами на 10 тысяч зрителей. Позже, с тем, чтобы стадион соответствовал уровню, необходимому для проведения встреч команд класса «А», стадион был реконструирован, дооборудован и благоустроен. В конце 1950-х годов методом «народной стройки» построен широкоформатный кинотеатр «Аврора», спортивный зал школы №3, заводской тир. В 1972 году – дворец культуры и техники со спортзалами и зрительным залом, остающимся и по сей день самым большим зрительным залом в городе, к которому в 1987 году был пристроен плавательный бассейн.

Профиль производства и номенклатура выпускаемых изделий после окончания войны стала меняться на мирный лад. Наряду с производством спецтехники для военно-морского флота, завод начинает выпуск продукции для народного хозяйства и населения. Уже в начале 60-х годов завод одним из ведущих предприятий отрасли в республике, и взял курс на освоение сложных машин, приборов точной механики, радиоэлектронной аппаратуры специального назначения. Завод успешно освоил и стал выпускать судовые иллюминаторы нескольких типов для всех строящихся в стране судов, трапы и шлюпбалки для кораблестроения, башмаки и барабаны для тракторов, пресс-подборщики, кормозапарники, печное литье, наплитные утюги, отопительные батареи, электроутюги, ручные мясорубки, хрустальные люстры, игровые автоматы для аттракционов.

Несмотря на успехи в освоении различных видов гражданской продукции, завод всегда продолжал оставаться предприятием оборонного профиля и выпускать изделия военного назначения. Входя в 4-е Главное Управление судостроительной промышленности, завод им. К.Е. Ворошилова специализировался на производстве морского противоминного оружия, деталей и узлов морской спецтехники и самоходных пусковых ракетных установок класса «земля-корабль». На заводе разрабатывалась и выпускалась сложная техника для поиска и спасения затонувших объектов ВМФ.

Конец 80-х – начало 90-х годов стали переломным моментом в истории нашего народа. Советский Союз был разрушен, взамен него в бывших союзных республиках образовались новые суверенные государства. Такое серьезное неординарное историческое событие вызвало глобальные потрясения всех устоев, существенное изменение как политической, так и экономической сфер жизнедеятельности всего общества.

О независимости Казахстан объявил 16 декабря 1991 года – с этой даты Республика Казахстан ведет свою суверенную историю.

Так совпало, что на рубеже исторических вех произошла смена руководителей завода – на смену ушедшему на заслуженный отдых П.А. Атояну в 1990 году пришел я – представитель молодого поколения заводчан, прошедший с нуля «атояновскую школу».

В это же время, в 1991 году, завод им. К.Е. Ворошилова был переименован в Уральский завод «Зенит» и под этим именем начал новый этап своей истории, переживая все трудности и успехи вместе с молодым государством.

Конверсия оборонной промышленности, коснувшаяся все без исключения предприятия «оборонки» бывшего огромного Союза, вызвала необходимость принятия руководством завода мер по обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, с ориентиром ее на гражданское направление. Приоритет, учитывая преимущественное развитие сельского хозяйства в экономике Республики Казахстан, был отдан производству оборудования по переработке сельскохозяйственного сырья для аграрного сектора, а также расширению ассортимента выпускаемых товаров народного потребления. В кратчайшие сроки было организовано новое производство более 60 наименований гражданской продукции. Среди них – мельницы вальцевые и роторные, оборудование для производства колбас, копченостей и хлебобулочных изделий (в виде комплектов и модулей), растительного масла, водки; фильтр-пресс для производства вин и безалкогольных напитков. Покупатели фильтр-пресса дали высокую оценку его качеству за надёжность, простоту в эксплуатации и обслуживании. Также среди освоенной и выпускавшейся гражданской продукции – товары народного потребления, в т.ч. эмальпосуда, электромясорубки, люстры, газоотопительная аппаратура и арматура, деревообрабатывающие станки и многое другое.

Однако этого было недостаточно. К тому же, завод изначально создавался как наукоемкое производство под выпуск единичной и мелкосерийной продукции. Руководство завода стремилось найти такую нишу, где будут востребованы и уникальное заводское оборудование, и возможности предприятия по производству технически сложной продукции, и высококлассные рабочие, и квалифицированные специалисты, многие из которых получили образование в знаменитой и престижной ленинградской «корабелке», и опыт работы заводчан в области производства морской специальной техники. Пожалуй, два последних обстоятельства стали косвенной причиной зарождения инициативы освоения заводом строительства кораблей в умах Валиева В.Х. и Комратова Р.А., бывшего тогда руководителем военного представительства на заводе, а затем назначенного заместителем начальника управления оборонной промышленности Министерства обороны Республики Казахстан.


Предложение о развитии кораблестроения в Казахстане поддержал Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. При своем первом посещении завода в качестве Главы государства в начале 90-х Президент мог воочию убедиться, что предприятие оснащено современным по меркам того времени оборудованием и обладает всем необходимым, чтобы производить высокоточную, технически сложную продукцию. Эта первая встреча коллектива с Президентом имела решающее значение. Ведь для Нурсултана Абишевича задачей номер один всегда являлась поддержка отечественного производителя. Так смелые идеи, благодаря инициативности и настойчивости Валиева В.Х. и Комратова Р.А., их решимости и умению обосновать собственную позицию, нашли свое воплощение. 2 апреля 1993 года Указом Президента Республики Казахстан были созданы Военно-морские Силы Казахстана. А 19 июля 1993 года Кабинетом министров Республики Казахстан была утверждена кораблестроительная программа государства на период до 2000 года, головным исполнителем которой по изготовлению морских катеров и кораблей был определен завод «Зенит».

Ответ Президента РК Нурсултана Назарбаева на обращение коллектива Уральского завода "Зенит"

Годы были нелёгкие. Из-за нехватки бюджета реализация кораблестроительной программы шла с большим трудом. Из года в год средства на изготовление катеров и кораблей приходилось буквально «выбивать». Ситуация осложнялась неоднократными попытками разного рода «реформаторов», периодически активизировавшихся начиная с конца 90-х до середины 2000-х годов «прибрать к рукам» ставшее им интересным сохраненное коллективом завода и нашедшее свою нишу предприятие. Но ничто из этого не сломило духа заводчан, их желания строить катера и доказать свою состоятельность.

Первый катер проекта «Сункар» был спущен на воду и сдан заказчику в 1995 году, спустя два года после выхода программы. Первый катер оказался успешным, благополучно прошёл все испытания, и был принят на службу по охране морских рубежей на Каспии.

Воодушевленные успехом своего первенца, заводчане с удвоенной энергией взялись за реализацию нового проекта – катера «Бүркiт» большего водоизмещения.

  
Катер «Бүркiт»

Реализация намеченных планов по конверсии и выводу завода из кризиса, строительство катеров «Сункар» и «Бүркiт» принесли свои положительные результаты. Поистине, «второе дыхание» заводу дала успешная реализация в конце 1999 года экспортного контракта по поставке специзделий в Китай. После нескольких лет тяжелейшего выживания заводу удалось несколько стабилизировать своё финансовое положение, выплатить все долги и выйти из экономического кризиса. Новый, 2000-й, год на рубеже столетий заводчане встречали уже совсем с другим настроением.

Истинные заводчане в тяжёлое время хаоса и перемен не ушли искать лёгких дорог, поверили в свои силы и объединились в единое целое для преодоления тягот времени. Это дало возможность реализовать стоящие перед коллективом задачи, и завод, один из немногих среди родственных предприятий «оборонки» Казахстана, сумел выстоять под ударами судьбы. Завод был сохранён как целостная технологическая единица, сохранены все технические ресурсы и кадровый потенциал. И даже в эти трудные 90-е годы завод продолжал выпускать продукцию военно-технического назначения, хотя и в меньших объемах.

На Уральском заводе "Зенит"

 Сегодня Уральский завод «Зенит» - это узнаваемое предприятие не только в Западно-Казахстанской области и республике, но и далеко за её пределами, в том числе в дальнем зарубежье. За 23 года, в течение которых завод занимается кораблестроением, наработаны деловые партнерские связи со многими предприятиями, имеющими непосредственное отношение к судостроению и морской технике, география которых простирается по всей Евразии от Атлантического до Тихого океана и захватывает даже Австралию и Канаду. Это различные конструкторские бюро – проектанты, судостроительные заводы, производители и поставщики специального морского оборудования, систем и комплектующих в России, Украине, Германии, Испании, Нидерландах, Польше, Корее, Китае, Финляндии, Австралии, Канаде, Латвии и др.

Вклад Уральского завода "Зенит" в победу в Великой Отечественной войне

Учитывая колоссальные масштабы эвакуации, эшелоны комплектовались очень компактно. На выделяемые платформы крайне плотно грузилось только самое необходимое оборудование, материалы и комплектующие. При этом было важно соблюсти очередь погрузки наиболее важных элементов в соответствии с технологической цепочкой производства таким образом, чтобы по прибытии на место, без промедления на сортировку груза, приступить к выпуску продукции, ведь времени на «раскачку» в той ситуации не было ни секунды.

Работа была налажена буквально с колес: надо было скорее выдавать продукцию и отправлять ее фронту. Работали, в основном, квалифицированные рабочие с эвакуированных заводов, но рабочих рук не хватало. Был объявлен набор работников, в 1941-1942 годах на завод активно поступали уральцы. Но шла война, трудоспособное мужское, а частью и женское, население ушло на фронт, на завод шла работать молодежь, практически дети со школьной скамьи, многим из которых не было ещё и 15-ти лет. Как только установили первые станки, ребят и девчат стали ставить подручными к ленинградским рабочим, а не прошло и месяца, как они стали работать на станках самостоятельно. Ввиду большой нехватки в городе рабочих кадров, при заводе было создано ремесленное училище по фабрично-заводскому обучению, в котором обучали рабочим профессиям учащихся 8–9 классов школ города.


Полуфабрикаты корпусов морских мин – толстостенных полушарий около метра в диаметре, вытянутых на сверхмощных прессах, поступали вагонами с челябинского завода. Технологический процесс изготовления мин начинался с обрезки облоя на токарных станках, размещенных в Чапаевском затоне. 14-15-ти летние мальчишки, чьи отцы воевали на фронте, тонкими детскими ручонками спаривали эти огромные детали-полушария будущих корпусов грозных снарядов. Рост некоторых ребят был настолько мал, что приходилось подставлять им под ноги ящики, чтобы они могли доставать до станка.

Девиз «Все для фронта, все для Победы!» стал законом и смыслом жизни заводского коллектива. Несмотря на все трудности, и благодаря самоотверженному труду работников и тёплому приёму местного населения, уже 8 октября 1941 года фронту была отправлена первая партия оружия. Это был поистине трудовой подвиг заводчан, ведь с момента прибытия в Уральск первого эшелона прошло менее месяца. Подвиг, совершенный в этот месяц и продолжавший ежедневно совершаться на протяжении почти четырех военных лет в тяжелейших условиях многочасовой беспрестанной работы, и отсутствия нормального быта. Не доставало электроэнергии, не было транспорта, не хватало материалов.

Практически с первых дней становления на уральской земле, на заводе группой конструкторов, прибывших в Уральск в числе первых эвакуированных сюда специалистов-ленинградцев, велась разработка совершенно нового по тому времени оружия – бесследной электрической торпеды ЭТ-80. Группу возглавлял талантливый инженер крупных масштабов, конструктор в области подводного вооружения, изобретатель торпед Николай Николаевич Шамарин (1903-1956 гг., уроженец г. Белозерска). В апреле 1942 года на завод, эвакуировавшись по «дороге жизни» из блокадного Ленинграда, для выполнения правительственного задания по подготовке производства и форсированию работы над созданием этой торпеды, отличавшейся высокими техническими данными, аналога которой не было ни в одной стране, прибыла группа специалистов с семьями в количестве 20 человек. Группа, возглавляемая начальником механосборочного цеха завода №181 «Двигатель» Петром Александровичем Атояном, бережно охраняя, привезла с собой также спецматериалы и техдокументацию оборонного значения. Уже в июле-августе 1942 года были изготовлены и испытаны первые образцы электрической торпеды. В начале 1943 года на Северный флот была отправлена первая партия этих торпед, а всего за годы войны заводом было отправлено флоту 303 торпеды ЭТ-80. Основные разработчики торпеды – главный конструктор Н.Н. Шамарин, конструкторы В.Д. Горбунов  и Г.И. Жигарь  в марте 1943 года были удостоены звания лауреатов Государственной премии 1-й степени (премии имени Сталина), а более 40 заводчан представлены к правительственным наградам.

В годы войны торпедами было уничтожено более 1000 кораблей противника, среди них, конечно, были корабли и суда, уничтоженные торпедами ЭТ-80, которые выпускал только завод №231. Известно, что заводскими торпедами были потоплены гигантский лайнер фашистского флота «Вильгельм Густлов» и вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен». Один из экземпляров знаменитой торпеды ЭТ-80 был выставлен в зале Ленинградского Военно-Морского музея.

А на открытой площадке Севастопольской панорамы в числе важнейших образцов оружия Великой Отечественной войны была выставлена контактная гальваноударная мина М-08, к выпуску которой, наряду с 20-миллиметровыми снарядами для авиационных пушек и других видов мин, завод приступил также в 1942 году. За годы войны завод имени К.Е. Ворошилова поставил кораблям флота около 4000 мин различных типов. На минных заграждениях подорвалось 213 судов противника, в том числе 103 боевых корабля. Практически каждый двадцатый корабль противника подорвался на мине, изготовленной нашим заводом.

В годы войны завод выпускал для фронта также корабельные компрессоры; взрыватели; патроны фосфорно-кальциевые; индукционные ударные приборы; приборы «Обри»; снаряды авиационные; детали ВЕХ и другое необходимое оборудование, номенклатура которого составляла 16 наименований. Только до конца 1941 года фронту было направлено около 28,5 тысяч взрывателей различных типов, 4000 патронов фосфорно-кальциевых, несколько тысяч приборов для авиации.

В 1943 году коллектив завода вместе с трудящимися Казахской ССР и других союзных республик, воодушевленный боевыми и трудовыми успехами, включился во всенародное движение по сбору средств на строительство танковых колонн, авиационных эскадрилий, артиллерийских батарей. На эти цели заводчане отчисляли большую часть своей мизерной зарплаты, желая приблизить разгром ненавистного врага, и не задумываясь о личном благополучии и обогащении. В апреле 1943 года молодые работники завода совместно с молодежью Уральска собрали на постройку авиационной эскадрильи «Комсомол Казахстана» 102500 рублей. Рабочие, специалисты и служащие вносили личные средства в размере месячного и двухмесячного заработка на танковую колонну «Западный Казахстан», а также подписывались и на государственные займы. Было собрано 379000 рублей, о чем было сообщено телеграммой Государственному Комитету обороны. В ответ заводчане получили телеграмму от его председателя И.В. Сталина со словами благодарности, которая хранится в музее завода.

Завод помогал фронту не только оружием и деньгами. Свои огненные дороги на фронтах Великой Отечественной прошли многие заводчане. Их смелость и отвага в жестоких боях отмечены высокими государственными наградами. Сегодня в рядах наших ветеранов в живых осталось лишь девять участников Великой Отечественной войны. Все мы, живущие ныне, в великом долгу перед Вашим ратным подвигом, несгибаемым мужеством и героизмом, совершенными во благо будущих поколений, уважаемые и дорогие наши Хабир Хабибуллович Аминов, Анна Эдуардовна Букина, Анатолий Алексеевич Десятов, Петр Михайлович Дичанский, Виктор Константинович Жегулин, Нина Владимировна Кочеткова, Зинаида Ивановна Лариончева, Петр Никодимович Магдыч, Александр Гаврилович Сорока!.

С полей сражений Великой Отечественной не вернулись 68 заводчан, их имена увековечены на заводском обелиске Славы и Памяти. Священный Вечный огонь зажигается в их честь…

Результатом самоотверженного труда заводчан в годы войны, их трудового героизма, гражданского мужества и патриотизма стала оценка их весомого вклада в Победу над врагом. В 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне завод, единственный среди предприятий Казахстана, был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. 


Cвязанные новости:
Көшірмеге қайта келу

Жүгіртпе / Лента

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Парашютные системы Insider 300-S и Альфа-Аксиома

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"

Токаев: "Необходимо повысить престиж воинской службы и мотивировать молодежь на выполнение воинского долга"