В преддверии праздника Наурыз в Военно-историческом музее Национального военно-патриотического центра ВС РК было организовано мероприятие «Тамыры терең - елдің рухы биік», посвященное дню весеннего обновления. Участие в нем приняла известный казахстанский этнодизайнер, основательница дома авторского дизайна «Алтын Орда» Ырза Турсынзада с выставкой своих работ.
- Когда мне говорят, что я молодец, я всегда отвечаю: «Это не я придумала, это не мое искусство - это золотое наследие великих кочевников», - говорит дизайнер. Шитье стало для нее хобби с детства, она воодушевлялась примером бабушки и мамы, которые ее обучили всему, что она сейчас знает. Затем, уже проживая за границей, она начала шить, дарить друзьям и знакомым этнические изделия, вызывая у них восторг и интерес. Впоследствии это переродилось в бизнес, который сейчас известен, как дом авторского дизайна «Алтын Орда».
- Расскажите, пожалуйста, с чего начиналось Ваше дело?
- Вначале все мне говорили, что я сумасшедшая. На что я неизменно отвечала: «Да, я сумасшедшая, ведь это мое любимое дело». Поймут люди, не поймут - для меня это было вторично. Я хотела показать наше искусство в современной интерпретации. Все помнят своих бабушек, одетых в кимешеки, шивших корпе. А я шила всю жизнь, могла за ночь сшить наряд. Даже сейчас на мне одежда, которую я создала сама. После долгого нахождения за рубежом, я задалась вопросом: «Что мне делать?», чутье подсказало заняться ремеслом, которым исторически занималась женская половина казахского народа. Путешествуя, я повидала многое, но, когда я вернулась, поняла, что в Казахстане много дорогих брендов, лучших мировых продуктов, но нет ничего своего. Если были национальные наряды, то только сценические. Но я уверена, казахские изделия имеют право на существование в современном мире. Так я решила создавать интерьер в этническом стиле. Сначала его нужно было адаптировать к быту.
Например, софа. Все думают, что она появилась в Европе, но на самом деле ничего подобного. У тюрков софой называлось место собрания, круг, где решались глобальные вопросы. Я объединила эту зону отдыха с этническими мотивами, так появились наши диваны. Аудитория, а клиентами я наших почитателей не называю, приняла их на «ура!». Первые шесть лет я работала без рекламы, я знала: тот, кто ищет свое культурное наследие, свои национальные корни, придет сам. И, действительно, как тогда, так и сейчас - на нашем предприятии бешеная нагрузка.
- Сейчас все модные дизайнеры в основном стремятся походить на Запад. Что Вас привлекло в национальной культуре?
- В первую очередь, это духовное наследие. Без него человек, как говорил наш великий предок Бауыржан Момышулы, даже обладая знаниями, не сможет ими управлять. Из поколения в поколение в казахском народе передавалась практика ремесла, опыт нашего народа. Мир меняется - все меняется. Но неизменно одно - наша культура, наше наследие, и мы не вправе ее предавать. Лоскутная работа - классика жанра. Появилось это ремесло, потому что не было такого арсенала материалов, как сейчас, женщины сочиняли произведения искусства того времени из любых подручных средств. А на данный момент мы принимаем заказы из всех точек мира, команда у нас большая и дружная. Каждое изделие - труд красивых казахских мастериц. Все бояться быть поглощенными в условиях современной глобализации, но, мне кажется, мы можем использовать глобализацию в своих интересах. У нас, как обладателей великой национальной культуры, есть возможность показать всему миру, кто мы, доказать, что мы другие.
- У Вас есть фавориты среди Ваших изделий?
- Я люблю персонализировать изделия. Однажды к нам пришла дама, чтобы купить бесик ручной работы, стилизованный по ее желанию, но в ходе разговора я узнала, что у нее была старинная колыбель. Я предложила ей возродить семейную реликвию, более того, я наотрез отказалась делать для нее новый бесик. Она сообщила мне, что изделие было довоенных годов, в нем выросло четыре поколения ее семьи. Мы его возродили, заново обшили, и все бесплатно, потому что она согласилась на такой эксперимент. Мы персонализируем историю каждой семьи, изучаем ее, я не ленюсь: езжу в их родные города, ищу корни семьи, и вместе мы создаем интерьерный музей для наших покупателей. У меня есть много историй о том, как я искала и находила корни семьи, а затем их интересную историю вышивала и языком ремесла передавала современникам.
- Казалось бы, дизайнеры и военные в своей деятельности никак не соприкасаются. Но в Российской Федерации дизайнер Валентин Юдашкин создал новую военную форму. А военная тематика как-нибудь коснулась Вашей творческой жизни?
- Да, сейчас я начала этим интересоваться. Вот, например, подушка, на которой вышита красная звезда - символ Вооруженных сил РК. Я считаю, что можно выразить идеологию с помощью языка ремесла, безмолвного, но талантливого переводчика. Ведь красота не подлежит переводу, но люди через нее познают мир.
- Какие у Вас достижения на данный момент?
- Мы являемся лауреатами республиканской премии «Алтын Сапа». Я всегда говорю, что это эквивалент Оскара, потому что мы получили этот знак отличия из рук Президента. Я была награждена орденом «Құрмет» за вклад в развитие культуры и возрождение казахских традиций, четыре года подряд наше предприятие побеждало на конкурсе «Лучшие товары Казахстана». Каждый раз, когда меня хвалят, я все так же отвечаю: «Это заслуга казахского народа, наша история, история великих степей. Это не мой успех, я всего лишь стряхнула пыль с забытого ремесла».
Ырза Турсынзада с воодушевлением рассказывала обо всех элементах интерьера, представленного на выставке, будто каждое из них особо дорого ей. Так с горячей любовью она говорит о старинных лампах из ее собственной коллекции, бережно хранимых и выставленных вместе с коврами, подушками, диванами, корпе в одном из залов Военно-исторического музея. Со страстью, присущей создателю, она описывает свои творения, увлекает своими историями. Как говорит директор Военно-исторического музея Национально-патриотического центра ВС РК Перизат Утепова: «Ырза-апай - талантливая рукодельница. Она понимает, как никто другой, казахскую культуру, народные традиции. Более того, все, что она создает, применимо в быту. В каждом ее изделии, в каждой вещи, к которой она прикасалас, отражается именно дух, традиции нашего народа».