Взаимодействие военных органов с судебными исполнителями.
Порядок исполнения судебных актов до настоящего времени является одной из важнейших проблем. Исполнение судебных актов является гарантией соблюдения и восстановления нарушенных прав граждан, юридических лиц и государства.
Гражданина, государственное либо коммерческое учреждение, которые имеют право на гарантированное исполнение судебных решений, интересуют конечный результат, а не причины неисполнения. К сожалению, добиться исполнения решения суда зачастую еще сложнее, чем выиграть судебный процесс.
Основными причинами неисполнения судебных актов является не только отсутствие денег и иного имущества у должника, но и недостаточно высокий уровень работы по организации своевременного и полного исполнения судебных актов.
Повышение уровня исполнения судебных решений зависит не только от органов исполнительного производства, но и от взыскателей в лице государственных органов.
На сегодняшний день основные принципы взаимодействия судебных исполнителей с государственными органами урегулированы законодательными и нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с пунктом 8 Типового положения о юридических службах государственных органов, юридические службы обеспечивают принятие мер по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.
Аналогичные требования изложены в подведомственных актах Министерства обороны, Пограничной службы и Национальной гвардии.
Принятие мер включает в себя контроль за ходом исполнения судебных актов и взаимодействие с судебными исполнителями. Юридические службы должны принимать участие в совершении исполнительных действий совместно с судебными исполнителями, обжаловать бездействие судебных исполнителей в судебном порядке.
В соответствии с Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» стороны исполнительного производства обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами, а также выполнять требования Закона.
В этой связи, военные юристы должны активно использовать правовые рычаги воздействия на судебных исполнителей, предусмотренные законодательством.
Органы военной прокуратуры при осуществлении надзора столкнулись с отдельными проблемами учета исполнительных документов по искам военных ведомств:
- судебными исполнителями отдельный учет исполнительных документов по искам военных ведомств не ведется;
- несовершенство информационных систем;
- передача судебными исполнителями исполнительных производств по территориальности из одной области в другую;
- исполнительные документы выписаны территориальными судами, а не военными.
В целях решения указанных проблем проводилась поэтапная работа.
Во-первых, проведены следующие мероприятия:
- в военных ведомствах проводились проверки работы юридических служб, по итогам которых вносились акты реагирования;
- по качеству работы судоисполнителей вносились акты реагирования в Министерство юстиции и Республиканскую Палату частных судебных исполнителей;
- в июле 2015 года проведено расширенное заседание коллегии с участием представителей государственных органов, по итогам которой Министерством обороны с Министерством юстиции принят совместный приказ «О создании рабочей группы для координации порядка исполнения судебных актов и взаимодействия Министерств».
Органами юстиции в областях совместно с воинскими учреждениями созданы межведомственные рабочие группы.
Во-вторых, подготовлено и направлено военным прокурорам для исполнения Указание Главного военного прокурора по надзору за исполнением судебных актов.
В-третьих, в Министерство обороны, Национальную гвардию и Пограничную службу направлены предложения и рекомендации в вопросах совершенствования учета судебных актов и взаимодействия с судебными исполнителями, которые приняты и реализовываются.
В частности, военным ведомствам предложено дать указание нижестоящим структурным подразделениям о незамедлительном информировании военных прокуратур при возбуждении исполнительных производств на поднадзорных им территориях.
Также предложено обеспечение территориального взаимодействия юридических служб путем представления интересов взыскателя по письменной доверенности.
Так, в случае если воинское учреждение и должник находятся в разных областях, учреждение передоверит свои права по доверенности представителю воинской части по месту исполнения, известив об этом военных прокуроров регионов и гарнизонов.
Указанная практика позволит:
- более тесно взаимодействовать юридическим службам с судебными исполнителями;
- не затрачивать денежные средства на командировочные расходы;
- юристам на местах (по доверенности) пользоваться правами «взыскателя», в том числе по обжалованию в судебном порядке бездействие судебного исполнителя;
- обеспечит осуществление контроля и исполнения судебных актов.
В-четвертых, по поручению Главной военной прокуратуры военными прокуратурами на местах проведены расширенные совещания с участием руководства Департаментов юстиции и военных органов, по итогам которых в отдельных регионах решен вопрос о закреплении исполнительных документов по искам военных ведомств за конкретными судебными исполнителями
В-пятых, по поручению Главной военной прокуратуры обеспечивается взаимодействие между военными прокурорами путем извещения о направлении судоисполнителями документов для исполнения по территориальности в другие области, в целях надзора и учета.
В-шестых, в целях оказания практической помощи юристам воинских учреждений Главной военной прокуратурой разработана специальная Памятка по исполнению судебных актов, в которой отражены основные требования законодательства об исполнительном производстве.
Данная Памятка направлена в центральные военные ведомства для обеспечения вручения должностным лицам воинских учреждений, ответственным за работу с судебными исполнителями.
Результаты работы свидетельствовали о настоятельной необходимости в дальнейшем совершенствовании взаимодействия военных ведомств с судебными исполнителями.
В этих целях 29 мая текущего года Главной военной прокуратурой проведен «круглый стол» с участием представителей Верховного суда и Военного суда Республики Казахстан, Министерства юстиции, Республиканской Палаты частных судебных исполнителей, центральных военных ведомств на тему: «Совершенствование взаимодействия военных органов с судебными исполнителями – залог эффективности исполнения судебных актов».
Посредством видеоконференцсвязи участие приняли региональные и гарнизонные военные прокуроры, командования воинских учреждений, должностные лица органов юстиции.
Основное внимание участников «круглого стола» обращено на необходимость тесного, системного взаимодействия и сотрудничества.
В ходе обсуждения состоялся обмен мнениями участников встречи с внесением соответствующих предложений.
По итогам круглого стола военным ведомствам, Министерству юстиции, Региональной Палате частных судебных исполнителей направлены конкретные предложения и рекомендации по вопросу обеспечения взаимодействия.
В настоящее время по указанным предложениям Министерством юстиции разработан План работы по повышению эффективности исполнения судебных актов по искам военных ведомств.
В заключение следует отметить, что от государственных органов-взыскателей требуется активное сотрудничество с судебными исполнителями, которое должно проходить на системной, регулярной основе.
Успех в работе может быть достигнут при тесном, налаженном, системном взаимодействии. Такое сотрудничество должно строится на основе продуманного совместного плана на определенный период, в котором четко указаны конкретные мероприятия, время и место их проведения, участники и ответственные исполнители и т.п.
Надлежащее взаимодействие и сотрудничество позволит:
- повысить ответственность наших граждан и должностных лиц государства;
- воспитать у людей уважение к законам, суду и институтам государства в целом;
- улучшить качество работы судебных исполнителей;
- повысить результаты исполнения судебных актов и соответственно дать реальную, а не декларативную судебную защиту большинству наших граждан.
Старший помощник
Главного военного прокурора
майор юстиции М. Токтаулов
Пікірлер