Проведенные в последние годы военные реформы нацелены на гарантированное обеспечение обороны на основе качественных параметров, определение нового облика армии, принципов ее боевого применения, структуры и способов комплектования, численного состава, совершенствование современной системы подготовки военных кадров, порядка прохождения воинской службы, исполнения обязанностей, неукоснительного соблюдения конституционных прав военнослужащих, улучшение условий их повседневной деятельности и быта, социальной защиты.
При всей важности данных направлений особое внимание обращено совершенствованию нормативно-правовой базы.
В числе законодательных актов, претерпевших существенную модернизацию, – Закон от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее – Закон).
Законом урегулированы и приведены в соответствие с законодательством ряд концептуальных положений, в том числе по стимулированию военнослужащих к добросовестному несению воинской службы и мерам их ответственности.
Вместе с тем, в правоприменительной практике еще имеется ряд не разрешенных проблемных вопросов.
Пунктом 13 статьи 26 Закона значительно расширен перечень оснований для увольнения военнослужащих по отрицательным мотивам. Теперь он состоит из 12 позиций, что превышает не только аналогичные нормы предыдущих законов о порядке прохождения воинской службы, но и военного законодательства стран СНГ.
Основная масса военнослужащих, уволенных по отрицательным мотивам, не имеет достаточной выслуги лет на воинской службе. Их возрастная категория варьирует от 23 до 29 лет, что свидетельствует о просчетах местных органов военного управления и командования воинских частей при подборе кадров и их расстановке, наличии проблем в вопросах укрепления воинской дисциплины.
Особого внимания заслуживают две трети случаев увольнения по отрицательным мотивам за последние два года - в связи с отсутствием на службе более трех часов без уважительных причин и неисполнением условий контракта.
Увольнение по этим основаниям высококвалифицированного военного специалиста, обучение которого стоило государству значительных бюджетных средств и времени, не только прямо противоречит интересам государства, но и негативно сказывается на интересах воинской службы, отрицательно влияет на психологию командира, как лидера и воспитателя.
Разовое отсутствие на службе, хотя и является правовым основанием для увольнения по отрицательным мотивам, вовсе не учитывает особенности воинской службы и подготовки военного специалиста. В первую очередь это касается военнослужащих, совершивших проступок впервые и не имевших дисциплинарные взыскания. Такая практика увольнения военнослужащих за единичные проступки не способствует развитию у командиров качеств лидера и воспитателя, поскольку увольнение подчиненного избавляет их от рутинной индивидуально-воспитательной работы.
Согласно действовавшему ранее Закону «О воинской обязанности и воинской службе» для увольнения за невыход на службу без уважительных причин не требовалось обязательное трехчасовое отсутствие на службе.
В действующем законе это основание установлено в целях приведения в соответствие с Трудовым кодексом Республики Казахстан.
Причем, если пункт 1 статьи 54 Трудового кодекса («Трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случаях») предусматривает возможность расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя и является диспозитивным, то подпункт 13 пункта 1 статьи 26 Закона («Основаниями для увольнения военнослужащих с воинской службы являются») об увольнении военнослужащего по отрицательным мотивам фактически за те же действия, изложены более категорично, что командирами на местах трактуется как обязательное условие увольнения. При этом, расторжение контракта и увольнение (а особенно по отрицательным мотивам), не одно и тоже.
Между тем, в ряде других стран СНГ (например, в Российском и Белорусском законодательстве) основания для увольнения за прогул военнослужащего отсутствуют вовсе.
Имеющийся потенциал разнообразных карательных мер применимых к военнослужащим указанной категории необходим и достаточен, включая весь спектр наложения мер дисциплинарного взыскания, вплоть до предупреждения о неполном служебном соответствии занимаемой должности. Кроме того, Законом предусмотрено увольнение по отрицательным мотивам в результате систематического нарушения военнослужащим условий контракта (для тех случаев если незаконное самовольное оставление части (далее – СОЧ) совершено два и более раза).
Следует отметить, что в действующем законодательстве уже предусмотрены более суровые меры наказания за указанные нарушения, если требования об их недопущении были доведены до военнослужащего в установленном приказном порядке.
Административная ответственность, предусматривающая арест до 15 суток за умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, не причинившее существенный вред интересам службы (например, военнослужащий не прибыл в установленное время к месту службы не только по истечению трех часов, но и по истечению буквально нескольких минут).
В действующем законодательстве уже и так имеются специализированные нормы ответственности за более продолжительное отсутствие на службе. Это:
- административный арест – до десяти суток, если СОЧ превышает двое суток;
- административный арест – до 15 суток, если СОЧ превышает уже 10 суток;
- уголовная ответственность за СОЧ свыше 30 суток.
Учитывая вышеизложенное и существенную суровость и несоразмерность наказания в виде увольнения с воинской службы по отрицательным мотивам за однократное отсутствие на службе военнослужащего сроком от 3 до 48 часов, предлагается вовсе исключить эту норму из Закона.
Кроме того, как показывает практика, большинство военнослужащих по контракту являются наиболее уязвимой категорией работников с точки зрения трудового и пенсионного права. При этом подобное положение военнослужащих не только не имеет прямого или опосредованного отношения к особенностям воинской службы, но и каких-либо уважительных причин и оснований.
Основные дискриминационные институты заключаются, во-первых, с полным бесправием военнослужащих при решении вопроса о заключении повторных контрактов (продление контракта) и, во-вторых, при реализации конституционного права на свободу выбора труда – а именно правовой невозможностью увольнения в запас по собственному желанию.
Действующие правовые нормы позволяют отказать в продлении контракта любому военнослужащему и по разным причинам, в том числе надуманным. Тем самым у командиров (начальников) имеются предпосылки для расправы с неугодными им подчиненными, реализации коррупционных или иных низменных интересов, фактического ущемления принципа справедливости.
Эта процедура требует детальной законодательной регламентации, в том числе путем ограничения оснований для отказа в заключении контракта лицам, желающим поступить на воинскую службу.
Одним из вариантов видится введение нормы, согласно которой решение об отказе в заключении нового контракта с лицом, проходящим воинскую службу, и изъявившим желание ее продолжить, может быть принято лишь по основаниям, указанным в статье 26 Закона (то есть по тем же основаниям, что и для увольнения).
Другим вариантом предлагается ввести процедуру увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию по аналогии с военным законодательством стран СНГ.
Например, согласно пункту 6 статьи 51 Федерального Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
То есть, в случае отказа аттестационной комиссии в увольнении военнослужащего по собственному желанию, он вынужден будет продолжить воинскую службу до истечения заключенного им контракта.
В то же время следует определить конкретные случаи, когда данные положения не подлежат применению, например, в период проведения антитеррористических операций, введения чрезвычайного положения и т.п.
Таким образом, предлагаемый порядок будет способствовать укреплению конституционных прав военнослужащих, устраняет излишние очаги социальной напряженности в воинских коллективах, и в то же время обеспечивает защиту интересов государства в области обороны и обеспечения военной безопасности.
Ерболат Кушенов,
подполковник юстиции,
старший помощник
Главного военного прокурора
Пікірлер