Он прошел всю войну — от начала и до конца. Сбил десятки вражеских самолетов, совершил несколько воздушных таранов, получил именной самолет в дар от земляков. Летчик-ас из Казахстана стал прототипом одного из героев легендарного фильма «В бой идут одни старики», а отдельные эпизоды из его боевых воспоминаний вошли в сценарий этой знаменитой киноленты. Это — Дважды Герой Советского Союза Сергей Луганский.
В 1939-1940 годах младший лейтенант Луганский участвовал в советско-финской войне, за время которой сделал 59 боевых вылетов и сбил 1 самолет противника, за что был награжден орденом Красной Звезды.
Один из эпизодов запомнился Сергею больше всего.
«28 февраля пурга утихла. Мощный артиллерийский шквал потряс укрепления белофиннов. В воздух поднялась авиация...
...С заранее подготовленных позиций двинулись в наступление наши танки окрашенные в белый цвет, они почти совсем сливались со снегом. Следом за танками поднялась пехота.
Артиллерия перенесла огонь в глубину обороны противника.
В этот момент со мной произошел крайне неприятный случай.
Совершенно неожиданно я почувствовал, что с моим самолетом творится что-то неладное. Его вдруг дернуло, вскинуло и, несмотря на все мои отчаянные усилия, перевернуло. Земля близко, и без запаса высоты я ни за что не смог бы выправить машину. На раздумья и принятие решения оставались считанные секунды. Вот-вот самолет могло кинуть в штопор и тогда…
Сильным, заученным еще в школе рывком я выбросился из кабины и камнем полетел вниз. Вскоре раскрылся парашют. Но самое прискорбное было то, что от резкого рывка с ног моих слетели тяжелые меховые унты, и я остался в одних носках. А мороз тогда стоял свыше пятидесяти градусов, и мы даже на лицо надевали предохранительные маски из тоненьких кротовых шкурок.
Приземлился я в глубокий, высушенный морозом сыпучий снег. Освободился от парашюта, вынул пистолет и огляделся. Эскадрилья моя ушла вперед, кругом было тихо, белофиннов не видно. Видимо, я находился на нейтральной полосе...
...Сейчас трудно сказать, сколько мне пришлось, бежать. Помню лишь, что я бежал, бежал из последних сил, бежал! Только бы не отморозить ноги!.. К счастью, я натолкнулся на наше боевое охранение, бойцы провели меня в землянку и в несколько рук принялись оттирать снегом».
С октября 1941 года Луганский воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Был командиром эскадрильи 270-го истребительного авиаполка. Совершал вылеты на штурмовку наземных сил врага, прикрытие штурмовых групп, перехват самолетов противника, воздушную разведку. Советские истребители совершали в день по 4-5 вылетов. Однажды, когда вспыхнула схватка с Ме-109, Луганский сразу одержал 2 победы. Вначале он поймал в прицел «Мессер», расстрелявший на вертикали машину командира полка И. Попова, а затем атаковал немецкий истребитель, повисший в хвосте у его товарища. Оружие молчало. Быстро перезарядив пушку, Луганский на крутом вираже вновь догнал врага - на этот раз осечки не было. Учтя опыт этого поединка, летчик впоследствии писал:
«Нам нужно навязывать врагу свою манеру боя на виражах. Правда, летчик при этом сильно страдает от перегрузок, но это пока единственное средство измотать противника, лишить его маневренности. Общеизвестно, что немцы не выдерживают лобовых атак, уклоняются от боя на виражах, избегают правых разворотов, чаще всего применяют левые фигуры. Значит, врагу надо навязывать такие положения, при которых дают себя знать конструктивные недостатки «Мессершмитта», несколько зависающего на вертикалях. К примеру, немецкий самолет взмыл вверх. Гнаться бесполезно: «Мессер» быстроходнее. Лучше уйти в сторону и встретить врага на вираже, атакуя в лоб».
Очень скоро слава о Луганском и его боевых товарищах загремела по всему фронту. Летая под Таганрогом на истребителе ЛаГГ-3, он уничтожил несколько вражеских машин. Вскоре часть эскадрильи была перевооружена на старые И-16.
Под Батайском и Ростовом-на-Дону Луганский сбил 4 вражеских самолета, был награжден орденом Красного Знамени. Горечь поражений Луганский испытал, когда новый командир полка поставил ему задачу сопровождать днем 9 тихоходных бомбардировщиков СБ. Пара «ЛаГГов» была просто не в состоянии обеспечить им эффективную защиту - с задания вернулись всего 3 машины.
Горестным для Луганского стало и 8 сентября 1941 года. В этот день он потерял двух лучших своих друзей: В. Козлова и В. Пешкова. Тогда два звена наших истребителей встретили 18 самолетов противника. В завязавшемся бою один из немецких пилотов сбил машину Владимира Пешкова. Луганский настиг Ме-109 и уничтожил его, но и его самолет получил повреждения. Пилоту снова пришлось положиться на парашют. После падения Ростова на юго-западном направлении действовало немало немецких асов...
В разгар Сталинградского сражения капитан Луганский приобрел уже немалый боевой опыт, и не случайно в штабе фронта именно ему в сентябре 1942 года было приказано прикрыть переправы через Волгу. Прикрыть любой ценой, под угрозой трибунала.
14 сентября в полку оставалось всего 18 самолетов, 8 из них Луганский поднял в воздух. В районе патрулирования советские истребители сразу столкнулись с группой бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109. Времени для маневра не оставалось, и Луганский бросил машины в лобовую атаку, выбрав себе ведущего «Мессера». В критический момент пилот Люфтваффе попытался уйти вниз, но было уже поздно, и крыло «ЛаГГа» начисто снесло хвостовое оперение Ме-109. Этот случай подтвердил высокую живучесть самолета Лавочкина - после столкновения Луганский не только не покинул поле боя, но и продолжил боевые действия (на ЛаГГ-3 он провоевал полтора года). Переправы не пострадали...
После Сталинграда он сражался в небе Белгорода и Харькова, Полтавы и Кременчуга, Черкасс и Кировограда. Только в боях под Белгородом Сергей сбил еще 4 самолета, за что награжден вторым орденом Красного Знамени.
В начале 1943 года изрядно поредевший 270-й истребительный авиаполк был отведен в тыл на переформирование, а потом, оснащенный истребителями Як-1, принял участие в новых воздушных схватках. В июне 1943 года летчики его эскадрильи (12 машин) провели знаменитый бой, в котором они атаковали около 80 немецких бомбардировщиков и сбили 12 из них.
5 июля 1943 года Луганский одержал свою очередную победу, отправив к земле Ме-109. Вскоре он встретился в воздухе и с хвалеными FW-190. Ему быстро удалось сбить на вираже ведомого пары «Фоккеров», а затем он догнал и второй вражеский самолет. Привычный вертикальный маневр на этот раз не спас пилота Люфтваффе от более легкого «Яка». Пушечная очередь сделала свое дело, и «Фокке-Вульф» загорелся.
В ходе контрнаступления советских войск под Курском на фюзеляже самолета Луганского появилась 20-я звездочка. В течение двух дней, 4 и 5 августа, он уничтожил 4 вражеских самолета (по 2 в каждый из дней). В конце августа провел примечательный воздушный бой с немецким разведывательным Не-111. Начав бриться, Луганский был вынужден срочно взлететь по приказу комдива, с мылом на лице, без гимнастерки и не пристегнув парашюта. Опытный экипаж противника оказался крепким орешком. Бомбардировщик был подбит только тогда, когда его хвостовой стрелок расстрелял весь боезапас и был убит пулеметной очередью нашего аса.
27 сентября 1943 года войска Степного фронта форсировали Днепр у села Мишурин Рог. Во главе эскадрильи Луганский вылетел на самолете Як-7 для прикрытия штурмовиков. В это время к переправе приблизилась группа бомбардировщиков Ju-88 и He-111 под прикрытием истребителей Me-109. В бой наравне с истребителями пришлось вступить и штурмовикам. Атака «Юнкерсов» была отбита, но к переправе прорвались «Хейнкели». Луганский выбрал для атаки флагмана, подошел к нему снизу и пропеллером рубанул по рулю высоты. «Хейнкель», потеряв управление, рухнул на землю. Поврежденный при таране истребитель Луганскому удалось благополучно посадить на своем аэродроме. За второй таран Сергей был награжден орденом Александра Невского.
К декабрю 1943 года Луганский в воздушных боях на 2-м Украинском фронте лично сбил еще 13 вражеских самолетов. В одном из боев был ранен и до полного выздоровления вернулся на родину - в город Алма-Ата (конец декабря 1943 года). Там его встретили с большим энтузиазмом. Газета «Казахстанская правда» 29 декабря 1943 года посвятила ему специальный выпуск. В опубликованном тогда же обращении ко всем комсомольцам и молодежи Алма-Аты городской комсомольский актив призывал: «...Соберем средства на новогодний подарок нашему герою! Подарим ему быстрокрылый самолет!..»
Это патриотическое желание было выполнено: 180 тысяч рублей собрали, а директор авиазавода помог пилоту остановить выбор на облегченном Як-1Б, специально подготовленном для участия в конкурсе на лучший истребитель. На фронт летчик вернулся уже на именной машине с надписью на борту: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомола и молодежи г. Алма-Ата».
В мае 1944 года летчики полка осуществляли воздушное прикрытие 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса под командованием В. Г. Рязанова, в составе 1-го Украинского Фронта.
В июне, после гибели командира полка, Сергей Луганский возглавил часть, переименованную вскоре в 152-й гвардейский ИАП. А через несколько дней после вступления в должность он едва не погиб, атакованный при посадке парой немецких «охотников».
Истребитель Луганского уже выпустил шасси, когда поступило предупреждение с земли. Ведомый, молодой летчик Виктор Усов, сумел сбить напарника аса Люфтваффе, но и сам попал под огонь противника - в воздухе остались только два самолета. Луганского спасло лишь то обстоятельство, что при выпуске шасси его истребитель несколько «просел» в воздухе и вражеская очередь прошла выше.
Пока «Як» убирал шасси, немецкий пилот успел выполнить еще один заход - пули разбили фонарь кабины, приборную доску и зацепили пистолет на боку... Затем наступила очередь Луганского идти в атаку. Почти без горючего, облегченный до предела Як-1Б послушно лег в глубокий вираж. Оказавшись в хвосте «Мессершмитта», советский ас нажал на гашетку оружия. Вначале от «Мессера» отлетели куски, а затем снаряд угодил точно в двигатель. Совершивший вынужденную посадку на краю аэродрома пилот (по словам самого Луганского) имел на счету около 70 воздушных побед и был удостоен высших наград Рейха.
По некоторым источникам сбитый им пилот оказался действительно известным немецким асом: Отто Фенклод, из истребительной эскадры JG 52, имел на счету 136 побед, включая 30 - одержанных на Восточном фронте. На следующий день, командующий 1-м Украинским Фронтом, маршал И. С. Koнев лично посетил аэродром, где находился сбитый Ме-109 и приказал наградить Луганского второй «Золотой Звездой». 1 июля 1944 года Сергей Данилович стал Дважды Героем Советского Союза. К тому времени он выполнил 335 боевых вылетов и лично сбил 33 самолета.
Вообще, Луганскому часто «везло» на встречи с немецкими асами. Еще в боях над Волгой он сбил нескольких летчиков с полным набором Железных Крестов. Во время боев за Львов Луганский часто летал на «свободную охоту» с Героем Советского Союза Евгением Петровичем Меншутиным.
В одном из вылетов они встретили пару Ме-109, один из которых имел ярко-красный капот двигателя. В завязавшемся бою Евгений Mеншутин сбил ведомого, а Луганский - ведущего пары. Пилотом «красноносого» Ме-109 оказался известный итальянский ас. По словам самого Луганского, это был некий Джибелли, имевший более 50 воздушных побед и награжденный тремя Железными Крестами.
Довелось Луганскому встретиться в учебном поединке и с американским летчиком. Весной 1944 года полк посетила делегация США, и один из ее членов, полковник Бонт, выразил сомнение в летных данных «Яков» с фанерной обшивкой крыла. Луганский тут же предложил ему состязание в небе. Уже со второго захода советский летчик повис в хвосте у «Кингкобры» американского полковника, и как последний не старался, он ничего не смог поделать.
Наказ трудящихся Казахстана - не щадя сил уничтожать немецких захватчиков - Сергей Данилович выполнил с честью. Это убедительно доказывают многие боевые документы, относящиеся к двум последним годам войны. В одной из фронтовых листовок, посвященной подвигам летчика, написано следующее:
«Сотни глаз устремились к небу, где в безоблачной синеве разыгралось жестокое воздушное сражение. Четыре истребителя Як-1, прикрывавшие группу штурмовиков, отражали нападение 10 «Мессершмиттов». Бой шел над румынской землей. Стояло лето 1944 года...
Неравная схватка в воздухе длилась уже несколько минут. Наш «Як» сверкнул плоскостями, ринулся на вражеский истребитель, и тот дымным факелом понесся к земле. Но в то же мгновение советские воины, не спускавшие взоров с неба, почуяли сердцем беду: к победителю с тыла подбирался другой «Мессер», вот сейчас он ударит по нашему «ястребку».
...Неожиданно для всех, советский летчик умелым маневром вывел свою машину из-под вражеского огня и сам оказался в хвосте неприятеля. Еще несколько секунд и вражеский самолет вспыхнул. Второй!
В это время в небе появился новый вражеский отряд: 18 «Юнкерсов». На земле увидели: тот самый «Як», что уничтожил сейчас два истребителя, ринулся навстречу противнику. Летчик - герой атаковал головной бомбардировщик. Вот и эта машина беспорядочно завертелась, оставляя в небе дымный след... Три вражеских самолета обрек на гибель советский истребитель за считанные минуты! Пилотом этого «Яка» был майор С. Д. Луганский».
Когда в июне 1944 года Сергей Луганский был назначен командиром 157-го гвардейского авиаполка, его земляки решили собрать средства на покупку новых самолетов для передачи в этот полк. Прошло немного времени, и в республиканской печати появилось сообщение, что часть получила прекрасный подарок - 12 новейших истребителей Як-3 с надписью на борту «Koмсомолец Kaзахстана».
157-й гвардейский истребительный авиационный полк под командованием гвардии майора С. Д. Луганского, после успешных боев за город Сандомир (Польша), получил наименование «Сандомирский». Был награжден орденами Богдана Хмельницкого и Александра Невского.
О своих боевых делах летчик не раз отчитывался перед земляками. В одном из писем, опубликованном в печати, обращаясь к трудящимся столицы Казахстана, он писал: «Примите привет от летчиков моей части. Сейчас сокрушаем врага в воздухе и на земле. Ваш самолет в полной боевой готовности, цел и невредим. На нем каждый день я дерусь с противником. Близок час окончательного разгрома, скоро встретимся».
Так же, как и труженики Казахстана, денежные средства для приобретения самолетов авиационному полку С. Д. Луганского собрали и волжане. На эту цель поступили крупные суммы от членов колхозов «Коминтерн» и «Пробуждение» Терновского района Саратовской области.
...Фронт двигался на запад. Сергей Данилович участвовал в освобождении народов Польши. В боях под Бреслау, гарнизон которого был окружен войсками 1-го Украинского фронта, он сбил еще один, 37-й по личному счету, вражеский самолет. Пистолет, взятый у попавшего в плен немецкого пилота, был передан на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил СССР, где был выставлен вместе со шлемофоном нашего отважного летчика.
В марте 1945 года командующий фронтом маршал Конев своим приказом направил гвардии майора Луганского на учебу в Военно-воздушную академию. Узнав, что все имущество дважды Героя состоит из пары белья, гимнастерки и бритвенного набора, он подарил ему трофейный «Мерседес», на котором тот и приехал с фронта в Монино.
Всего же, за период войны, Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, в воздушных боях одержал по официальным данным 37 побед лично и 5 в группе с товарищами. Его полк уничтожил 245 самолетов противника.
После окончания академии Сергей Данилович командовал авиационными соединениями ПВО страны. Генерал-майор авиации С. Д. Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей - от МиГ-15 до МиГ-19. Вышел в запас в 1964 году. Этот беззаветный воздушный боец трогательно любил цветы, в часы досуга заботливо ухаживал за собранной им коллекцией...
Написал книги «На глубоких виражах», «Небо остается чистым». Ряд эпизодов из книги «На глубоких виражах» вошли в основу фильма «В бой идут одни старики», а собирательный образ Кузнечика из «Поющей эскадрильи» был списан в том числе и с дважды Героя Советского Союза А. Луганского.
Фархат КИНЖИТАЕВ
Пікірлер